План внеурочной деятельности
Пояснительная записка
План внеурочной деятельности школы разработан в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"от 30 августа 2013 г. N 1015;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 декабря 2009 года № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373";
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 декабря 2012 года № 1060 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373";
- письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (далее – СанПиН);
- постановления Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 года № 196 «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изменениями);
- Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Килачевской средней общеобразовательной школы (Утверждён Постановлением № 327-ПА Главы Ирбитского муниципального образования от 11.10.2011 г.);
- Положение о Филиале муниципального казенного общеобразовательного учреждения Килачевской средней общеобразовательнойшколы «Белослудская начальная общеобразовательная школа» (Приложение № 1 к приказу № 61-д от 03.10. 2011г. директора МОУ Килачевской СОШ);
- Основной образовательной программы начального общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Килачевской средней общеобразовательной школы (Принята на педагогическом совете (протокол № 9 от 28.08.2012 г.) и утверждена приказом директора МКОУ Килачевская СОШ от 01.09.2012 № 51 (с изменениями);
- Образовательной программы муниципального казенного общеобразовательного учреждения Килачевской средней общеобразовательной школы на 2013-2017 г.г. (Принята на педагогическом совете (протокол № 6 от 27.12.2012 г.) и утверждена приказом директора МКОУ Килачевская СОШ от 29.12.2012 № 77-д.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, проводится по желанию учащихся и их родителей в формах, отличных от форм урочной деятельности. Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является родительский запрос, наличие необходимой учебно-материальной базы, наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров, соблюдение требований СанПин, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания.
Создание групп внеурочной деятельности производится по инициативе образовательного учреждения и родителей (законных представителей) учащихся. Количество групп определяется с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».
Реализация плана внеурочной деятельности должна обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности создан на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования и программы формирования универсальных учебных действий.
План внеурочной деятельности, наряду с другими, отражает целостность и единство ООП образовательного учреждения, гармоничное сочетание и взаимосвязь ее компонентов, являясь неотъемлемой ее частью.
План внеурочной деятельности направлена на реализацию различных направлений развития и воспитания младших школьников, включает занятия в двух детских творческих объединениях, в количестве 4 часов в неделю, а также внеурочную деятельность по следующим пяти направлениям:
1. Художественно-эстетическое направление.
2. Спортивно-оздоровительное направление.
3. Духовно-нравственное направление.
4. Общеинтеллектуальное направление.
5. Социальное направление.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся.
Внеурочная деятельность может быть реализована в таких формах, как: экскурсии, кружки, секции, театры, мастерские, диспуты, круглые столы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, коллективные творческие дела, рейды и т.д. Важно, чтобы она не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и обеспечивала достижение планируемых результатов. Система воспитательной работы во внеурочной деятельности образовательного учреждения должна строиться на следующих принципах:
· неразрывная связь воспитания и обучения в начальных классах;
· признание ученика субъектом собственного воспитания наравне с другими субъектами: родителями и педагогами;
· согласованное распределение полномочий всех субъектов воспитания в начальной школе.
Организационная модель внеурочной деятельности.
На 2014 – 2015 учебный год в Филиале МКОУ Килачевской СОШ «Белослудская НОШ» определена оптимизационная модель, т.е. на основе оптимизации всех внутренних ресурсов ОУ в условиях объединения классов и проживания в сельской местности. В реализации внеурочной деятельности принимают участие учителя начальной школы. Координирующую роль выполняет учитель класса, который:
· взаимодействует со всеми работниками ОУ,
· организует образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся,
· организует разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса,
· организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.
Преимущество данной модели: минимизация финансовых расходов, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех структурных единиц.
Организация внеурочной деятельности (дополнительное образование детей)
Формы организации внеурочной деятельности по направленностям |
Ф.И.О. классного руководителя, организующего внеурочную деятельность |
классы
|
количество учащих ся |
|
|||||||
Ф.И.О. педагога, образование |
Квалифика ционная категория |
|
|||||||||
Направления внеурочной деятельности учащихся |
|
||||||||||
1. Художественно-эстетическое направление: |
|
|
|
|
|
||||||
- организация экскурсий, выездных дней Ирбитского драмтеатра, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ обучающихся; - проведение тематических классных часов по этикету; - участие в конкурсах, концертах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района; - проведение театрализованных представлений на школьных праздниках; - украшение, оформление классов, зала к различным мероприятиям. |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна, Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
1-4 |
30 |
|
||||||
2. Спортивно-оздоровительное направление |
|
|
|
|
|
||||||
- организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, внутришкольных спортивных соревнований; - проведение бесед, выставок рисунков по охране здоровья; - применение на уроках физкультминуток; - участие в спортивных соревнованиях; - проведение летней оздоровительной кампании; - проведение классных часов по культуре безопасности жизнедеятельности. |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна, Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
1-4 |
30 |
|
||||||
3. Духовно-нравственное направление |
|
|
|
|
|
||||||
- встречи с ветеранами ВОВ и труда, беседы об участниках «горячих точек»; - проведение «Уроков мужества»; - организация выставок рисунков; оформление рассказов о прадедах, защищавших страну; - оформление выставки об односельчанах, ушедших и не вернувшихся с войны; - проведение тематических классных часов, литературно-музыкальных композиций. |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна, Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
1-4 |
30 |
|
||||||
4. Общеинтеллектуальное направление: |
|
|
|
|
|
||||||
- библиотечные занятия в «Клубе книголюбов»; - конкурсы, викторины, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры, игровые познавательные программы; - создание и защита проектов; - творческие отчеты перед родителями «Вот мы и стали на год взрослее!» |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна, Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
1-4 |
30 |
|
||||||
5. Социальное направление:
|
|
|
|
|
|
||||||
- проведение субботников, экологических акций; - разведение комнатных растений; - проведение акций «Доброе дело», «Устроим птичьи столовые»; - сельскохозяйственный труд на пришкольном участке (выращивание овощных и цветочно-декоративных культур); - проведение совместных календарных праздников и других мероприятий и коллективных творческих дел, активными участниками которых являются все участники школьного сообщества, а их зрители - односельчане, воспитанники детского сада); - поздравление односельчан через выпуск листовок. |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна, Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
1-4 |
30 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Наименования детских объединений (кружки, клубы, студии, секции и т.п.) (уточнить по направленностям) |
Ф.И.О. педагога дополнительного образования |
классы (параллели)
|
Коли чест во уча щих ся |
|||||||
|
Ф.И.О. педагога, образование |
квалификационная категория |
|||||||||
|
Направления дополнительного образования учащихся |
||||||||||
|
Общеинтеллектуальное (эколого-биологическое) направление: |
|
|
|
|
||||||
|
«Я и мое здоровье» |
Епанчинцева Татьяна Юрьевна |
Ι категория |
1, 3 |
17 |
||||||
|
«Я и мое здоровье» |
Сосновских Татьяна Николаевна |
Ι категория |
2, 4 |
13 |
Созданные на базе школы детские творческие объединения, ведомственно относятся к МАОУ ДОД «Детский экологический центр». Учителями, занятыми в системе внеурочной деятельности, созданы рабочие программы по заявленному направлению. Дополнительная общеобразовательная программа «Я и мое здоровье» разработана педагогами с применением дополнительной методической литературы.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.
В современных условиях проблема сохранения здоровья подрастающего поколения чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния – нарушение экологии, гиподинамия, состояние социальной среды, незнание своего организма.
Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированных жизненных установок. Из всех факторов, влияющих на здоровье человека, 50% приходится на организацию здорового образа жизни, по 20% - на генофонд и экологию, и лишь 10% - на медицинское обслуживание. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.
Если мы научим с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, то можно надеется, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Здоровый образ жизни должен стать потребностью каждого современного человека. В системе жизненных ценностей на первом месте должны стоять здоровье и необходимость его сохранения и укрепления. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками, которые входят в число важнейших факторов риска многих заболеваний. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Задача кружка - помочь ребенку задуматься о своем здоровье. Решить ее путем простой передачи знаний невозможно. Ребенок должен научиться думать, рассуждать, рассматривать рисунки, выполнять предлагаемые задания и упражнения доступные для него, разбирать различные игровые ситуации.
Цели программы: организация благоприятных условий для формирования здоровой и физически крепкой личности, воспитание у детей созидательного отношения к своему здоровью.
Задачи:
1. Создать правильные представления о здоровом образе жизни.
2. Формировать у младших школьников ценностного отношения к здоровью.
3.Сформировать представление о рациональной организации режима дня; научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.
4.Сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах.
5. Вырабатывать отрицательное отношение к вредным привычкам.
В объединениях занимаются дети в возрасте 6,6-10 лет, обучающиеся 1 - 4 классов. Работа кружка рассчитана на 2 года обучения в начальной школе. В данной программе представлено планирование на второй год занятий с младшими школьниками.
Программа «Я и мое здоровье» рассчитана на проведение занятий 2 раза в неделю в течение 1 учебного года (30 учебных недели, с 01 октября по 31 мая).
Время и дни занятий:
понедельник – 12.10-12.50;
пятница - 12.10-12.50.
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
рассказ, беседа, иллюстрация, игры, информационно-коммуникативные технологии, групповая работа, практическая работа, индивидуальный подход к ребёнку, исследовательские проекты (организация опроса среди сверстников для изучения вредных привычек в начальной школе); творческие проекты – санитарные бюллетени о здоровом образе жизни.
Формы проведения занятий: теоретические, фронтальные и практические занятия, занятия – экскурсии, наблюдения, проведение операций, поисковая и проектная деятельность, индивидуальная работа, интерактивные формы (интеллектуальная игра, путешествие, экскурсия, викторина, ресурсный круг).
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка сочинений, рисунков, мини-проектов, конкурс, конференция, выставки фотографий, компьютерная презентация результатов работы юных экологов).
Основные направления, детские творческие объединения,
количество часов внеурочной деятельности
Направление |
Название детских творческих объединений |
1 и 3 классы |
2 и 4 классы |
Общеинтеллектуальное направление (эколого-биологическое) |
«Я и мое здоровье» |
2 ч |
2 ч |
Итого: |
|
|
4 ч |
Школа укомплектована необходимыми педагогическими работниками соответствующей квалификации.
Планируемые результаты внеурочной деятельности
Для успеха в организации внеучебной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.
Воспитательный результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности, это духовно-нравственное приобретение ребенка, благодаря его участию в любом виде деятельности (приобрел нечто, как ценность, опыт самостоятельного действия).
Эффект внеурочной деятельности - это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретенные знания, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили ребенка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности.
Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности.
Третий уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Подведение итогов работы проходит в форме общественной презентации (выставка сочинений, рисунков, мини-проектов, конкурс, конференция, выставки фотографий, компьютерная презентация результатов внеурочной деятельности и кружковой работы).